Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Духовно-нравственное воспитание младших школьников
на уроках комплексного учебного курса "Основы
религиозных культур и светской этики"

(из опыта работы учителя начальных классов)
Смирнова Галина Анатольевна
   Актуальность изучения основ религиозных культур и светской этики в общеобразовательных учреждениях обусловлена необходимостью комплексного и эффективного решения проблемы духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.
   Цель комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» — формирование у младшего школьника мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним.
   Цель доклада: Обобщить педагогический опыт работы по духовно-нравственному воспитания младших школьников на уроках комплексного учебного курса «ОРКСЭ».
   Задачи доклада:
  1. Определить эффективные методы и приемы духовно-нравственного воспитания младших школьников на уроках комплексного учебного курса «ОРКСЭ».
  2. Проанализировать результаты работы, сделать выводы.  
Методы и приемы духовно - нравственного воспитания младших школьников на уроках комплексного учебного курса «ОРКСЭ».
Современные взгляды на систему воспитательной работы ориентируют учителя:
  1. на индивидуальный подход к каждому ученику,
  2. опору на жизненный опыт ребенка,
  3. учет его личных особенностей.
Существует много  различных методов воспитания.
Методы воспитания, применяемые  на уроках ОРКСЭ:
  1. Метод прямого действия - это открытое высказывание, навязывание нашего отношения, взгляда, желания.
  2. Метод параллельного действия. Важно показывать  и рассказывать детям, как нужно поступать в различных ситуациях на примере  литературных героев, героев фильмов, героев телепередач, реальных людей, собственном примере. Возникшее параллельное влияние поможет формированию его собственных принципов.
  3. Метод убеждения. Каждый учитель должен уметь доказывать, убеждать. Убеждать детей не легче, чем взрослых (а, может быть, и труднее). Знайте, что все ваши доводы дойдут до ребенка лишь тогда, когда они заставят его задуматься, вызовут переживания.
  4. Метод доверия – это  организуемая учителем ситуация, ощущаемая ребенком как доверие к нему и вызывающая положительные эмоции и высокую активность ребенка при выполнении какого-либо дела. Доверие позволяет воспитать в ребенке честность, правдивость,  инициативность.
  5. Метод вселения веры в свои силы   и поощрения – нужно постоянно вселять в ребенка уверенность в свои силы, в свои возможности, чтобы ребенок никогда не чувствовал, что у него ничего не получится, что он ничего не умеет, не может сделать. Вселять в ребенка веру в свои силы можно похвалой, поощрением, одобрение, ласковым словом, улыбкой. Не оставляйте без внимания любой успех ребенка.
  6. Метод создания интереса.
  7. Воспитание книгой.
  8. Воспитание природой. С раннего детства ребенок знакомится с природой. Приучайте детей к бережному отношению к растениям и животным. Пусть дети несут природе только добро и любовь.
  9. Воспитание игрой. Игра – это совместное поведение, которое развивает умение работать сообща, «чувство локтя», коммуникативные навыки, умение выслушивать и учитывать мнение других, толерантность.
10. Воспитание музыкой. Музыка – важное средство нравственного и умственного воспитания человека, она  пробуждает представления о возвышенном, прекрасном. Музыку надо научить слушать.
11. Мудрость в оценке поступка. Каждый поступок ребенка диктуется разными мотивами, разными причинами. Никогда не рубите с плеча. Будьте разумными и справедливыми в оценке любого поступка ребенка.
Приемы воспитания, применяемые  на уроках ОРКСЭ:
  1. Внушение словом. Внушение, проникая незаметно в Подсознание, действует на личность в целом, создавая установки и мотивы поведения. Младшие школьники особенно внушаемы. Педагог, опираясь на это, должен использовать внушение в тех случаях, когда ребенок должен принять определенные установки.
  2. Чтение и анализ притч, басен, рассказов. Должны быть краткими, эмоциональными, доступными, соответствовать переживаниям детей. Могут сопровождаться иллюстрациями и музыкой. Выполняют  следующие функции: источник знаний, обогащают нравственный опыт личности опытом других людей, служат способом использования положительного примера.
  3. Беседа – имеет следующую цель: углубление, упрочнение нравственных понятий, обобщение и закрепление знаний, формирование системы нравственных взглядов и убеждений, предполагает участие обеих сторон - учителя и учащихся. Беседа должна носить проблемный характер. Учитель должен стимулировать нестандартные вопросы, помогать детям самим находить на них ответы.
  4. Дискуссия – спор, обсуждение какого – либо вопроса в беседе.   Учитель вместе с детьми должен выработать правила ведения дискуссии.
  5. Пример. Когда говорят о примере,  в первую очередь подразумевают пример  живых конкретных  людей, а затем героев книг, фильмов, исторических деятелей, ученых. Психологической основой примера служит подражательность. Младшие школьники подражают тем, кто оказывает на них наиболее сильное влияние.
  6. Творческая деятельность: рисование, аппликация, инсценировка, составление синквейна, составление и решение кроссвордов, написание сочинений.
  7. Использование мультимедийных технологий: создание заочных экскурсий, виртуальных музеев, презентаций.
  8. Исследовательская, проектная деятельность учащихся.
  9. Выставки, конкурсы, экскурсии.
10. Анкетирование  - прием получения первичной информации, заключающийся в составлении анкет и проведении опроса.
11. Просмотр видеоматериалов.
12. Рефлексия – обучающиеся должны уметь анализировать свои собственные достижения, неудачи, способы решения проблем, поиска ответов.
13. Воспитательный тренинг - это форма специально организованных действий, в ходе которых решаются вопросы формирования у учащихся определённых знаний, умений, отношений (к себе, людям, природе, труду, обязанностям и др.); повышения их познавательной активности; создания установки на творческий поиск.
14. Работа с афоризмами, высказываниями, пословицами, поговорками.
15. Составление опорных схем, таблиц, конспектов.
 
Из опыта педагогической работы по формированию духовно-   нравственных качеств у детей младшего школьного возраста на  уроках комплексного учебного курса «ОРКСЭ».
 
Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала. Обращаюсь к жизненному опыту ребенка, используя разнообразные вопросы.
Этап усвоения новых знаний.
При изучении комплексного учебного курса «ОРКСЭ» ребенок сталкивается с незнакомыми, непонятными по значению словами, нередко даже труднопроизносимыми. Запомнить правильность написания, значение, произношение слова помогает работа с толковыми словарями русского языка.
Составление  опорных схем, таблиц, конспектов.
Для облегчения работы на уроке  и лучшего запоминания нового материала используем с детьми опорные схемы, таблицы, конспекты. Применяю технологию организационно – групповой работы  учащихся в парах,        группах, сотрудничество «ученики – учитель».
Воспитание книгой.
Подбираю такие произведения, которые затронут чувства ребёнка, заставят задуматься, вызовут осуждение или одобрение, приведут к дискуссии, растрогают, заставят ребёнка переживать, сочувствовать, жалеть.  Любое произведение сопровождается иллюстрациями, которыми могут стать произведения живописи, фотографии, изделия народных умельцев.
Растрогали до слез.
-     Г. Х. Андерсен  «Девочка со спичками»
-     Валентина Иванова «Лапъяпель»
-     Светлана Копылова « Притча про кота»
-     П. Засодимский «Гришина милостыня»
-     Элеонора Рузвельт «Это требует мужества»
Перечисленные рассказы были зачитаны на уроках – в классе стояла поразительная тишина, у некоторых из ребят были в глазах слезы -  выдерживаешь паузу  и переходишь к обсуждению.
Беседа о прочитанном.
Обязательно провожу беседу о прочитанном произведении, после чего совместно с детьми  делаем выводы, которые можно записывать  в тетрадь.
«Учимся работать дружно».
Основным условием успеха организации беседы и  дискуссии является неукоснительное соблюдение учителем и учащимися правил совместного обсуждения: для учителя
1. Никогда не перебивать говорящего.
2. Всегда выслушивать все версии и добавления.
3. Соблюдать процедуру группового принятия решения.
4. Быть  тактичным.
5.Не спешить высказываться самому (лучше, если взрослый говорит  последним).
6. Использовать слова типа  «абсолютно верно», «правильно», «постарайся», «я тоже так думаю», «будет лучше, если…».
7. Вовлекать в обсуждение всех.
 для учащихся
  1. Говорит только один человек, его надо выслушать и нельзя перебивать.
  2. Если хочешь что – то сказать, покажи это, подняв руку.
  3. Критикуй идею, а не человека.
Воспитание музыкой, просмотр видеоматериалов.
На уроках мы не только читаем, но и слушаем музыкальные произведения, просматриваем видеофрагменты.
Использование приема «Пример».
Святой воин – мученик Евгений Александрович Родионов.  Рядовой Пограничных войск РФ. На войне  в Чечне вместе с группой                сослуживцев долгое время провёл в плену, подвергаясь жестоким пыткам, отказался от предложения переменить веру в обмен на свободу, за что был   зверски убит. Для многих Евгений стал символом мужествачести и верности. Посмертно награждён  орденом Мужества и орденом «Слава России».
Евгений Табаков – Герой России.
Семилетний герой спас свою сестру    от нападения насильника-рецидивиста. Мальчика наградили орденом Мужества (посмертно). Cемилетний человек проявил самые высокие человеческие качества, которые не присущи многим взрослым. Именно на примере Женечки и стоит воспитывать современное поколение.
Этап закрепления новых знаний.
Метод создания интереса.
Возьмите  интересный рассказ, притчу, басню, прочитайте не до конца,    или  прочитайте отрывок,  остановитесь на самом интересном месте и предложите учащимся следующие виды заданий:
  1. Самостоятельно прочитайте произведение.
  2. Сочините свою концовку или начало  произведения, затем сравните свои записи с оригиналом.
Эти задания могут разбираться на уроке или быть домашним заданием. 
На уроках использую разнообразные творческие задания, воспитательные тренинги, игры,  рефлексию.
Контрольно – оценочная деятельность.  Контроль и  оценка результатов освоения программы осуществляется через следующие виды контроля:
Текущий Промежуточный Итоговый
Посредством
наблюдения за деятельностью учащихся на каждом занятии.
При изучении одной темы или раздела.  Творческая работа, презентация, проект, участие в конкурсах и выставках.
Формы Устный опрос- беседа, рассказ учащегося, интерактивные модели. Письменный опрос – тестовые задания, самостоятельная работа.
 
Выводы.
  1. Уроки ОРКСЭ  занимают  значительное место в духовно – нравственном воспитании младшего школьника.
  2. Требуют огромной подготовки: создание презентаций, подборка литературного, музыкального, видео материала. Хочется,  чтобы уроки проходили интересно, вовлекли в работу всех учащихся класса, чтобы оставили след в душе детей. Преподаю учебный курс «ОРКСЭ»  4 –й  учебный год и каждый раз готовлюсь к уроку: что-то меняю, добавляю; так как только при ведении урока можно увидеть «+» и  «-«  своей работы.
  3. Стараюсь использовать больше творческих заданий, игр, воспитательных тренингов, они помогают раскрыться ребенку и воспитывают нравственные качества поведения и общения.
 
 
Список литературы:

1. Духовно-нравственное воспитание школьников: методический материал // Начальная школа. - 2006. - N 11. - с.45-57. 
2. Нравственное воспитание младших школьников // Начальная школа. - 2008. - N 5. - c.7-9, 11-14, 19-25,
3.Баранец, Надежда Анатольевна. Формирование ценностных ориентаций младшего школьника в современной информационной среде / Н. А. Баранец // Начальная школа: плюс до и после. – 2008. – N 7. – c.75-78

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»